Как работает омыватель переднего стекла?

Побрызгать на стекло водой и протереть его «дворниками» – стандартная процедура в дождь и грязь. Отказавший омыватель способен доставить немало хлопот, поэтому изучим эту систему заранее.

В «базовой» системе омывателя стекла элементов немного: бачок с жидкостью, форсунки, соединительные шланги, электрический насос и некое устройство для включения этого насоса в 99% случаев являющееся подрулевым переключателем. Это на автомобилях с кузовом «седан».

Схема омывателя стекла

Несколько сложнее система омывания стекол на авто с багажником внутри. Необходимость «мойки» стекла задней двери заставляет конструкторов или делать две параллельные системы с управлением из одной точки, или разветвлять одну. В последнем случае жидкость берется из одного бачка и распределяется на переднее или заднее стекло специальным клапаном, как это сделано, например, на ВАЗ-2109. В независимых системах присутствует полный набор элементов: отдельные бачки, насосы, трубки и прочее. Второй бачок может быть установлен в капоте, багажнике или внутри задней двери.

Что происходит, когда водитель тянет на себя соответствующий подрулевой переключатель (наиболее распространенный метод включения омывателя)?

1. В этот момент с переключателя на насос подается «плюс» и он начинает работать. Насос, как правило, установлен непосредственно в бачке, забирает оттуда жидкость и закачивает ее в общую гибкую трубку.

2. Жидкость по общей трубке идет до тройника, в котором происходит ее распределение на две форсунки (для легковых авто с двумя форсунками омывателя).

3. Уже по двум трубкам жидкость подходит к форсункам.

4. Через отверстия в форсунках жидкость подается на стекло

Как видим, все просто. Электрический насос омывателя стекла, в большинстве случаев, представляет собой небольшой «бочонок», внутри которого есть обмотки, контакты и спиральная лопатка для движения жидкости. Его «минус» соединен с кузовом автомобиля. В общую гибкую трубку, может быть встроен обратный клапан, который предотвращает стекание жидкости из трубок в бачок. Это необходимо для более быстрого срабатывания омывателя без затрат времени на доставку жидкости от бачка до форсунок.

Кстати, о форсунках. Их существует великое множество на любую форму и эффективность, но все они имеют весьма интересную конструкцию. Форсунка представляет собой пластиковый корпус, снизу которого есть штуцер для подводящей трубки. Штуцер внутри корпуса переходит в канал, а канал оканчивается одним или большим количеством отверстий.

Форсунки омывателя стекла

Для возможности регулировки струи, большинство форсунок имеют в выходящих отверстиях металлические шарики с отверстием. Шарик запрессован в форсунку и имеет свободный ход по окружности. Направление струи регулируется поворотом шарика в нужную сторону. Поскольку шарики в форсунках весьма маленькие, тот удобно производить регулировку при помощи иголки или булавки. Кончик иглы вставляют в отверстие шарика форсунки и меняют его положение.

По описанной схеме работает большинство омывателей стекла, причем как переднего, так и заднего. Дополнение есть только в системах с разделением потока жидкости из одного бачка на два стекла, как в уже упомянутой в начале статьи ВАЗовской «девятке» и прочих «Спутниках» и «Самарах».

В этих системах, между насосом и форсунками существует специальный клапан, от срабатывания которого зависит, на какое именно стекло пойдет жидкость – переднее или заднее. Клапан управляется те же подрулевым переключателем, только переведенным в другое положение. Также есть варианты с отдельной кнопкой. В остальном подобные системы полностью идентичны вышеописанным.