Как поменять моторное масло

Замена моторного масла – это обычное сервисное мероприятие, которое регулярно проводится у любого автомобиля. Как это делается?

Что нужно для замены моторного масла в двигателе автомобиля

Принцип замены моторного масла крайне прост и схож для любых двигателей российских легковых автомобилей. Однако есть несколько моментов, которые могут варьироваться в зависимости от марки и модели автомобиля. Так же нужно определиться с видом масла и узнать, как расшифровываются маркировки моторных масел.

Работы по замене моторного масла начинаются со слива старого масла из картера двигателя. Картер – это самая нижняя его часть, которая так же называется масляным поддоном. Чтобы слить старое масло, потребуется доступ под автомобиль, поэтому работы нужно проводить на смотровой яме, эстакаде или подъемнике, но, во многих случаях можно и просто подлезть под передок машины.

Моторное масло нужно менять на теплом двигателе. Если двигатель холодный, то масло будет вытекать гораздо дольше. При этом двигатель не должен быть горячим, потому что можно обжечься во время работ. Приступать к сливу старого масла нужно хотя бы через двадцать минут после остановки двигателя – тогда все масло успеет стечь из каналов и картер.

Для сбора отработанного масла можно использовать любую подходящую емкость. Если замену планируется проводить прямо на земле (без ямы или подъемника), то емкость должна быть плоской. В этом случае можно использовать крышку от пластикового контейнера из-под торта. Объем моторного масла в современных двигателях примерно равен четырем литрам. Это нужно учесть при выборе емкости.

Замена моторного масла

Сливная пробка на картере обычно располагается в его самом низком месте. Это сделано для того, чтобы масло могло стечь полностью. По этой же причине автомобиль во время работ должен стоять ровно, как при замене втулок стабилизатора, иначе часть старого масла может остаться в двигателе.

Найдите сливную пробку, подставьте под нее емкость для сбора масла и открутите пробку подходящим инструментом. Обычно сливные масляные пробки откручиваются головками, однако, например, на вазовской «классике» применяются четырехгранные ключи. Перед заменой масла узнайте, чем откручивается пробка на конкретно вашем автомобиле. Также под пробкой может находиться медная уплотнительная шайба. В частности такие шайбы применяются на двигателях «Волг». Шайбы одноразовые, поэтому при закручивании пробки нужно будет поставить новую.

Сливные пробки заворачиваются в картер на достаточно большое количество оборотов. Как правило, перед окончанием резьбы из-под пробки появляются капли масла. Это означает, что нужно еще немного отвернуть пробку и приготовиться быстро убирать руку от сильной масляной струи.

Замена маслянного фильтра двигателя

Пока масло сливается из двигателя, откройте капот автомобиля и найдите масляный фильтр. Его можно открутить руками или специальным съемником. Это зависит от того, насколько крепко он закручен и от удобства доступа к нему. Существуют и специальные «народные» приемы откручивания масляных фильтров. В корпус «непокорного» фильтра можно вбить гвоздь и, действуя им как рычагом, открутить фильтр. Второй способ заключается в откручивании фильтра зубчатым ремнем генератора. Накиньте старый ремень на фильтр и, натягивая его, проверните фильтр в направлении откручивания. Такой способ лучше применять, когда фильтр установлен в труднодоступном месте.

Установка нового маслянного фильтра

Далее нужно распаковать новый масляный фильтр, открыть канистру с новым моторным маслом. Возьмите пальцем немножко моторного масла из канистры и смажьте им посадочный поясок на фильтре. Это нужно для того, чтобы фильтр плотнее соединился с двигателем после закручивания.

Осторожно наверните фильтр на резьбу и закрутите его до упора. Не стоит применять для затяжки какой-либо инструмент, все делается руками. Если фильтр закручен слабо, подтяните его еще немножко.

После того, как новый масляный фильтр установлен на двигатель, убедитесь, что вытекание старого масла в емкость прекратилось. Уберите емкость и закрутите сливную пробку. Если на вашем двигателе применяется уплотнительная шайба, обязательно поставьте новую. Медные шайбы однократно деформируются во время затяжки, поэтому использовать их повторно нельзя – масло может подтекать. Сливную пробку затяните с разумным усилием соответствующим ключом.

После этого можно залить новое моторное масло в двигатель. Заливная горловина находится у всех двигателей на крышке головки блока цилиндров. Открутите крышку с горловины и налейте туда масло из канистры. Удобней делать это при помощи чистой воронки.

Учтите, что зачастую в двигатель следует вылить не все масло, которое находится в канистре. Как правило, для полной замены масла приобретают 4-х литровую канистру, а в двигатель нужно залить 3 литра и, скажем, 600 граммов. Требуемый объем масла может отличаться в зависимости от двигателя, поэтому нужно следить за уровнем масла в двигателе по щупу. Как правило, на канистрах с маслом есть специальная прозрачная шкала, по которой можно легко определить, сколько масла в канистре и сколько уже налито в  двигатель. В результате наливания масла, его уровень на щупе должен встать между метками «max» и «min». Это нормальный уровень масла в двигателе.

Щуп уровня масла в двигателе

Когда уровень установился, закрутите наливную горловину и заведите двигатель на полминуты. В результате работы масляного насоса заполнится масляный фильтр, и общий уровень масла в системе понизится. Чтобы его восстановить, подождите несколько минут после остановки двигателя, проверьте уровень по щупу и восстановите его до нормального, подлив еще немного масла в заливную горловину. Если уровень не упал ниже метки «min», доливку можно не проводить.

Важно понимать, что небольшой недолив масла некритичен, поскольку его легко увидеть и восстановить уровень. Если же налить слишком много масла, убрать излишек из двигателя будет значительно сложнее. Более того, лишнее масло при работе двигателя скорее всего выдавит через сальники коленвала. Если утечка произойдет через сальник со стороны коробки передач, могут возникнуть проблемы с пробуксовкой сцепления. Поэтому крайне важно залить именно то количество моторного масла, которое предусмотрено для конкретного двигателя.