Виброизоляция кузова автомобиля

Первым этапом в борьбе с шумом в салоне автомобиля является виброизоляция. Этот вид обработки соответствующими материалами призван погасить низкочастотные шумы и вибрацию.

Очень большое количество общего шума в салоне автомобиля появляется именно за счет низких частот. Звуки такого характера появляются в результате долгих вибраций больших элементов кузова – крыши, дверей, крышек капота и багажника и т.д. Грубо говоря, чем больших размеров деталь, тем более низкий звук она будет издавать при колебании. Колебания эти зачастую не видны взгляду, потому что составляют в лучшем случае миллиметры, но для появления слышимого звука хватает и этого.

Шумы чересчур низкого тона сильно влияют на людей, находящихся в салоне. Они приводят к более быстрой утомляемости водителя, приводят к желанию почаще останавливаться в дальней дороге. Низкочастотные звуки от кузовных элементов не дадут насладиться музыкой меломанам – басы от акустической системы теряются среди звуков автомобиля. Поэтому виброизоляция кузова обязательно при установке в автомобиль сабвуфера.

Виброизоляцию автомобиля выполняют при помощи специальных материалов. Они представляют собой листы, изготовленные из битумной или каучуковой композиции, и оснащенные клеевым слоем для удобства монтажа. Виброизоляционные материалы – тяжелые, и в этом кроется секрет их эффективности.

Как работают виброизоляционные материалы?

Если посмотреть под микроскопом на, скажем, крыло автомобиля при движении по дороге, то можно будет увидеть его колебания при наезде в ямку. При замедленном просмотре будет видно, как зарождается волна колебания и как она проходит по поверхности крыла. Именно эта волна и является вибрацией, создающей звук.

Принцип действий виброизоляционных материалов в том, что они препятствуют свободному прохождению колебательной волны по поверхности кузовного элемента. Когда волна вибрации «натыкается» на такой материал, она гасится. На физическом уровне это означает, что механическая энергия волны сдвигает молекулы виброизоляционного материала и преобразуется в тепловую. То есть материалы для виброизоляции, грубо говоря, слегка нагреваются при работе. Разумеется, это можно заметить только при помощи специальной аппаратуры.

Говоря простым языком, лист виброизоляционного материала, наклеенный на поверхность, например, двери, утяжеляет ее и не дает сильно дрожать. За счет этого уменьшается и количество создаваемого низкочастотного шума.

Узнав про все это, у многих людей возникает закономерное желание приклеить как можно больше виброизоляционных материалов, чтобы достичь наибольшего эффекта. Так делать не нужно. Даже именитые тюнинг-студии, а также сами производители этих материалов, советуют покрывать виброизоляцией не более 70% поверхности деталей. Почему? Потому что на результате это никак не скажется. Зато вес вашего автомобиля увеличится сильно, потому что материалы для виброизоляции, как уже говорилось выше, тяжелые.

Какой толщины брать материалы?

Исходя из веса материалов, нужно подбирать их количество и толщину. Как правило, используются материалы толщиной от одного до четырех миллиметров и эти вариации нужно правильно применять. Тонкие материалы наклеивают на поверхности, которые не сильно подвержены вибрациям, например, стойки кузова или перегородку между салоном и багажником. Соответственно самые толстые материалы целесообразно клеить на элементы кузова, которые «трясутся» больше всего – двери, моторный щит, туннель пола, арки колес. Неплохо оклеить толстым материалом и двери, но из-за дополнительного веса вполне могут возникнуть проблемы с петлями.

Также при монтаже вибро – и шумоизоляционных материалов необходимо учитывать возможность обратной установки декоративных элементов. Часто бывает так, что снятые перед началом работ накладки, заглушки, а то и торпеда, не встают обратно из-за толщины приклеенных материалов. Во многих случаях места для таких «дополнений» просто нет, поэтому прежде, чем приклеить очередной кусок материала, нужно прикинуть, как потом вернуть на место снятую деталь.

Виброизоляция автомобиля – слегка нудное, но очень увлекательное занятие! Не менее увлекателен и следующий этап – шумоизоляция.