Отдать машину на ремонт в неизвестный сервис – как в лотерею сыграть. Могут сделать быстро и качественно, а могут сломать еще больше. Как обманывают сервисмены и что сделать, чтобы не попасть впросак?
Обмануть могут в любом автосервисе. Как и в других сферах, вероятность встречи с нечестными «специалистами» возрастает при обращении в маленькие, неизвестные «конторы». Грести всех под одну гребенку нельзя: «дядя Вася» из гаражей иной раз ремонтирует качественней, чем официальный дилер, однако ехать на ремонт в первый раз все же лучше в крупные автоцентры.
Проблема поиска хорошего автосервиса, как правило, присуща начинающим автовладельцам. У людей, имеющих машину не первый год, в большинстве случаев уже есть «свои» места и специалисты. Поэтому, собираясь совершить визит в конкретную автомастерскую, постарайтесь собрать о ней как можно больше информации от знакомых и родственников.
Самой благодатной почвой для обмана в автосервисе является низкая техническая грамотность автовладельца. Профессиональный автослесарь может оценить уровень этой самой грамотности с первых слов. Поэтому крайне важно не только уметь водить автомобиль, но и иметь хотя бы общее представление о его устройстве и возможных неисправностях.
Как же могут обмануть в автосервисе?
Установка старых деталей под видом новых
Классическим видом обмана является установка (читай, продажа) старых деталей под видом новых. Как и в других сферах, в области запчастей имеются определенные технологии, способные придать вполне товарный вид поношенному элементу. Старую деталь можно отмыть, отмочить в лимонной кислоте, WD-40 и прочих химикатах, наконец, обработать пескоструем.
Поношенные запчасти появляются в автосервисе путем снятия их с других автомобилей, приехавших на ремонт ранее. Поэтому хорошим тоном является возврат демонтированных элементов владельцу автомобиля. Другими словами, если вам поменяли колодки, то старые должны сложить в коробку и положить в багажник или салон. Таким образом, автосервис дает понять, что снятые с вашего автомобиля детали не останутся у слесарей и не будут установлены на другое авто. Справедливо и обратное – на вашу машину вряд ли поставили колодки, которые сняли у другого автовладельца несколько часов назад.
Заведомо неверный «диагноз»
Еще одной «классикой» является находка несуществующих неисправностей. Этот прием отлично работает, когда клиент не может отличить бачок омывателя стекла от воздушного фильтра. В таком случае хитрый автоэлектрик может найти в вашем автомобиле все, что угодно. Например, перегоревшая лампочка в фаре (замена ~150 руб.) неожиданно превращается в короткое замыкание в цепях питания головного света. Поиск короткого замыкания – дело долгое и непредсказуемое, а стоимость тут же может достичь 500-800 рублей. Чтобы не платить эти деньги, можно проверить и найти короткое замыкание своими руками, если конечно оно есть.
Еще один пример: вентилятор охлаждения двигателя на некоторых моделях ВАЗовской «классики» может не работать из-за смещения предохранителя в лапках монтажного блока. Поставить его на место – секундное (и дешевое) дело, а дальше можно «проверить» все, что угодно и выдать за причину неисправности что-нибудь подороже.
Полное отсутствие работ
Пожалуй, самым наглым и менее распространенным способом обмана в автосервисе является фактическое отсутствие выполненных работ. Как это выглядит? У клиента принимают автомобиль, например, чтобы поменять масло в двигателе, загоняют в ремзону и человек не видит, что делает автослесарь. Через полчаса машину возвращают и сообщают, что масло поменяно. В то же время канистра с новым маслицем остается в сервисе, а клиент уезжает довольный со старым, даже не подозревая, что с автомобилем никто ничего не делал. Описанный прием подойдет только при работе с автомобилем «в возрасте». У таких авто, новое масло, залитое в двигатель, чаще всего чернеет уже через несколько минут после запуска. Чтобы не попасться на обман, нужно проверить наличие нового масла по щупу еще до того, как двигатель будет заведен.
Покупка запчастей
Когда специалисты автосервиса берут на себя приобретение запчастей для вашего авто, они должны согласовать с вами возможные цены и предоставить товарные чеки. Если документов нет, то «фирменная» деталь за 1000 рублей (платите вы) на самом деле может быть выпущена в соседнем гараже и стоить 100 рублей.
Чтобы избежать трудностей, можно приобрести детали самостоятельно, однако в некоторых случаях, возникает еще один вид обмана.
Выдача некачественной работы за бракованные запчасти
Деталь, установленная с нарушениями, может прослужить совсем недолго. Когда же автовладелец предъявляет претензии в сервис, то получает ответ о том, что деталь, скорее всего, бракованная. При этом если запчасть купил сам владелец автомобиля, то и ответственность пытаются переложить на него.
Таким образом, чтобы избежать обманов в автосервисах, следует придерживаться трех правил:
Знать устройство своего автомобиля и его возможные неисправности
При возникновении поломки, попытаться устранить ее своими силами
Если самостоятельно справиться с неисправностью не удается, обращайтесь в проверенный автосервис, который могут порекомендовать ваши родственники или хорошие знакомые.
Как нас дурят:
Сергей, Златоуст
Восемь лет назад купил свою первую машину – «шестерку» и поехал в один из крупных автосервисов. Тогда в автомобилях ничего не понимал, а вердикт слесарей был таков: «ходовку» под замену полностью, «а то в лучшем случае до осени только проездишь» (два месяца, прим. автора), задние пружины и задний тормозной шланг.
В результате шланг поменяли и прокачали тормоза следующим образом: один слесарь просто стоял в яме, а второй несколько раз нажал на педаль тормоза и долил чуть-чуть «тормозухи» в бачок. Даже тогда мне казалось, что этих действий недостаточно, а сейчас я просто не езжу по сервисам, а все делаю сам.
Николай, Новокузнецк
Обратился как-то на сервис поменять трубку в системе охлаждения, в итоге «попал» на замену радиатора. Работники сказали, что штуцер был с трещиной, однако течи никакой не было. Подозреваю, что его просто тупо сломали, тем более, замену со мной никто не согласовал – просто поменяли и все.
Михаил, Саратов
Заехал однажды в мастерскую – фара не горела, электрик понес всякую фигню про короткие замыкания и попросил оставить авто на два дня!!! В итоге отремонтировал сам за полчаса – вытащил из колодки контакты, почистил, поджал, обратно вставил и все работает.