Термостат регулирует тепловой баланс двигателя и если выходит из строя, то в самое неподходящее время года. Летом он ломается таким образом, что двигатель начинает перегреваться, а зимой, наоборот, не набирает рабочую температуру.
Подобное поведение термостатов знакомо практически всем автовладельцам, особенно когда дело касается ВАЗовской классики. На всех моделях с 01 по 07, это устройство рано или поздно заявляет о себе. Если термостат заклинил на классике, с ним можно временно разобраться, тихонько стукнув по корпусу гаечным ключом или отверткой. Зачастую это помогает расшевелить закисший клапан и возвратить ему работоспособность. Однако это только временная мера, потому что при первой же возможности термостат вновь откажет. И тогда его все равно придется менять.
Работы по замене термостата опишем на примере автомобиля ВАЗ-2106. У всех классических Жигулей его расположение одинаковое, поэтому данная инструкция будет справедлива и для другой классики.
Где находится термостат на классике?
Термостат на классических моделях ВАЗ расположен справа от двигателя по ходу автомобиля. Учитывая, что капот на данных авто открывается от лобового стекла, нужно подойти к машине с правой стороны, открыть крышку капота и, в проеме между корпусом воздушного фильтра и аккумулятором, будет виден черный корпус, к которому подсоединены три толстых шланга. Это и есть термостат.
Как слить тосол на классике?
Чтобы поменять термостат, потребуется слить охлаждающую жидкость, а это значит, что работы следует проводить на холодном двигателе. Для того чтобы слить тосол на классике, совершенно не нужна яма. Это можно легко сделать и на обычной ровной площадке. Возьмите плоскую емкость, объемом не менее десяти литров, подставьте под автомобиль в районе бензонасоса (имеется в виду карбюраторный двигатель).
Теперь на левой стенке блока цилиндров нужно отыскать болт. Этот болт является заглушкой отверстия для слива тосола из рубашки охлаждения блока. Чтобы после откручивания болта тосол не лился беспорядочно, удобно использовать подходящий по диаметру шланг. Идеально для этой цели подходят шланги от обычных аквариумных компрессоров.
Открутите болт и вставьте в отверстие шланг, второй конец шланга опустите в емкость. Теперь откройте крышку заливной горловины на радиаторе, и теперь тосол начнет спускаться. С закрытой крышкой жидкость не потечет, поскольку система герметична и удерживает ее внутри.
Когда жидкость из блока двигателя полностью слита, приступаем к сливанию тосола из главного радиатора. Сливное отверстие находится на этой же (левой по ходу движения) стороне, рядом с трамблером внизу. Это левый нижний угол радиатора. Для удобства слива в магазинах продаются специальные краники, которые можно вкручивать в это отверстие. С краном, тосол из радиатора можно сливать также просто и удобно, как воду из самовара. Слейте тосол в ту же емкость и можно будет приступать непосредственно к снятию термостата.
Замена термостата
Снимается термостат очень легко: нужно только расслабить хомуты на подходящих к нему шлангах и снять их с патрубков термостата. В некоторых случаях, шланги могут хорошо прикипать, тогда нужно «помочь» им тонкой отверткой. Применять лишнюю силу нельзя, поскольку можно повредить резину шлангов и это приведет к течам тосола в дальнейшем.
Во время снятия термостата, некоторое количество тосола все же прольется на землю, поскольку система охлаждения не осушается полностью. Выливается, как правило, грамм 200, поэтому эта потеря незначительна.
Перед установкой нового термостата, нанесите на его патрубки небольшое количество силиконового герметика, таким образом, чтобы герметик лег кольцом. Это нужно для более плотного соединения шлангов с термостатом. Не стоит накладывать слишком много герметика, иначе он может попасть в шлаги и закупорить систему охлаждения в каком-нибудь узком месте. Например, в радиаторе отопителя.
Термостат с нанесенным герметиком вставляем в шланги и затягиваем хомуты. Если есть такая возможность, лучше дать герметику подсохнуть в течении одного-двух часов. Если же время не терпит, можно сразу заливать охлаждающую жидкость.
Перед тем, как это сделать, заверните до упора болт на блоке цилиндров и пробку (или кран) в сливном отверстии радиатора. Тосол заливается через горловину радиатора. При этом следует наблюдать, чтобы в нем не было посторонних включений – случайно попавших предметов, осадка и так далее. В идеале, заливку тосола следует проводить через фильтр, например, сложенную в несколько слоев марлю.
В процессе заливки тосола, слегка пожимаете толстые шланги, подходящие к радиатору и помпе. Так вы выгоните воздух и уменьшите вероятность образования воздушных пробок в системе.
Когда тосол залит, закройте крышку радиатора и заведите двигатель. Теперь новый термостат должен строго соблюдать тепловой режим двигателя и не допускать перегревов или излишней «холодности». Так должно быть «по инструкции», а как происходит в жизни – читайте здесь.