Какой бы хороший и тихий автомобиль у вас не был, рано или поздно в голову может прийти мысль о шумоизоляции. К хорошему привыкаешь быстро и то, что вчера казалось тихим, сегодня хочется сделать еще тише. Особенно это касается автомобилей, которым «не досталось» нормальной шумки с завода…
Шумоизоляция автомобиля – тема очень обширная. В этой статье мы начнем с самого начала – узнаем, откуда берутся звуки в машине, какие они бывают и как бороться с конкретными видами автомобильного шума.
Казалось бы, что проще? Каждому понятно, что основной шум создают двигатель, подвеска и ветер за бортом. Однако если решить серьезно бороться с шумами в машине, нужно знать гораздо больше.
Виды шума в автомобиле
Звуки в легковом автомобиле условно можно разделить на несколько групп:
– Звуки от различных агрегатов (двигатель, мост, редуктор, раздаточная коробка)
– Дорожные звуки (работа подвески, удары при наезде на выбоины, стук гравия по подкрылкам)
– Воздушные звуки (свист ветра в щелях, шипение воздуха в приоткрытых окнах)
– Салонные звуки (скрипы, щелчки и прочие звуки от элементов салона)
Такая классификация помогает понять все многообразие шума, который донимает находящихся в салоне автомобиля людей. Но для успешной борьбы с шумом важно понять, что все эти звуки требуется разделить на две категории: низкочастотные и высокочастотные.
К низким звукам относятся разного рода гулы и рыки. Например, работа глушителя, удары при наезде в выбоины, вибрации кузова. А высокочастотные шумы – это свист ветра, вой от элементов трансмиссии и прочие звуки, тон которых стремится к писку.
И вот здесь пришло время сказать, что общее понятие «шумоизоляция автомобиля», на самом деле, подразумевает два этапа: виброизоляцию и непосредственно шумоизоляцию.
Почему так? Потому что «низкие» и «высокие» шумы имеют совершенно разную природу происхождения. Соответственно для борьбы с ними требуются разные по характеристикам материалы.
Низкочастотные шумы
Любой звук возникает в результате колебаний воздуха, которые улавливают наши уши. Причем частота звука зависит от того, с какой частотой происходят эти колебания. Низкочастотными называются шумы, которые возникают при медленном (сравнительно) колебании, как правило, больших элементов кузова. К таким элементам можно отнести крышку, крышки капота и багажника, крылья, днище. Эти части кузова больше всего подвержены вибрациям и как нельзя лучше производят низкочастотный шум.
Для борьбы с «низкими» звуками применяются материалы, утяжеляющие поверхность и не дающие ей колебаться. Таким материалы называются виброизоляционными и производятся, как правило, из битумных или каучуковых составов. Они достаточно тяжелы и требуют особых приемов при монтаже.
Высокочастотные шумы
Высокочастотные шумы происходят при более быстром перемещении воздуха. Соответственно такие звуки характерны легким элементам, которые не способны долго колебаться, например, различного рода обшивкам. «Высокие» звуки могут очень нервировать хозяина машины. Например, воющий редуктор заднего моста доймет водителя уже через несколько десятков километров.
Чтобы побороть высокочастотные шумы, бесполезно применять тяжелые материалы для виброизоляции. Здесь нужен другой подход. Материалы, которыми «перекрывают» путь «высоким» шумам, называются шумоизоляционными и представляют собой вспененные листы. Некоторые ошибочно полагают, что такие материалы похожи на поролон и пытаются применять в качестве шумоизоляции его. Однако, в отличие от поролона, поры в шумоизоляционном материале закрытые, что и не дает звуку свободно проходить через толщу материала.